Основной недостаток всей строительной техники в том, что в зимний период
Основной недостаток всей строительной техники в том, что в зимний период ей необходима правильная эксплуатация дизельного силового агрегата. Ведь мотор у нее крайне капризный и предъявляет высокие требования к топливу, особенно в морозы. Важно правильно выбирать подходящее дизельное топливо и вовремя переходить с летнего варианта на зимний. Только так спецтехника прослужит вам верой и правдой долгие годы.
Быстрый переход к разделам статьи:
- В чем отличие летнего и зимнего топлива?
- Какие еще бывают виды дизельного топлива?
- Сорта и классы дизтоплива
- Можно ли использовать зимний дизель летом?
- До какой температуры можно использовать летнее дизельное топливо?
- Температура замерзания летнего и зимнего дизельного топлива
- Температура вспышки летнего и зимнего дизельного топлива
- Температура воспламенения ДТ‑Л и ДТ‑З
- Что делать, если летнее дизельное топливо замерзло?
- Некачественное зимнее дизельное топливо
- Характеристики летнего дизельного топлива по паспорту качества
- Характеристики зимнего дизельного топлива по паспорту качества
- Лучшие марки дизельного топлива
В чем отличие летнего и зимнего топлива?
Основное дизтопливо, используемое в разных климатических условиях — это летнее (ДТ‑Л) и зимнее дизельное топливо (ДТ‑З):
- летнее дизельное топливо рекомендуется использовать при температуре от 0 °C и выше;
- температура использования зимнего дизеля — до —25 °C.
Различить летний и зимний дизель по внешним признакам невозможно. При этом химические и физические свойства дизтоплива сильно различаются.
В солярке присутствует парафин, делающий ее более вязким. При плюсовых температурах это никаким образом не сказывается на работе гусеничного экскаватора или экскаватора-погрузчика. Но когда приходят холода, топливо мутнеет, а фильтры начинают забиваться парафиновыми нитями.
В зимнем дизтопливе содержатся специальные депрессорные присадки, улучшающие свойства дизеля при низких температурах. Благодаря им зимнюю марку можно использовать в холодных и даже экстремальных условиях, не переживая о закупорке топливной системы.
Процесс парафинизации дизтоплива при отрицательных температурах закономерно приводит к тому, что происходит уменьшение показателя его текучести. Проход густой солярки через различные элементы топливной системы дизельного ДВС (трубопроводы, фильтры, ТНВД) становится сильно затрудненным или даже невозможным. Дизель в таких условиях или полностью не заводится, или после запуска работает предельно неустойчиво. Естественно, ни о какой нормальной эксплуатации техники и речи быть не может.
Какие еще бывают виды дизельного топлива?
Дизтопливо делится на марки по сезонности. Летнее и зимнее топливо являются основными видами, но не единственными. Рассмотрим еще несколько типов.
Межсезонный дизель
Популярная разновидность дизельного топлива — межсезонное — ДТ‑М. Применяется в период перехода с ДТ‑Л на ДТ‑З. Рекомендуемая температура окружающей среды: —5...—15 °С.
Что такое арктического дизельное топливо?
Арктическим дизтопливом (ДТ‑А) называется марка топлива, предназначенная для использования при температуре до —45...—55 °C. Позволяет эксплуатировать спецтехнику в особо экстремальных условиях.
Что такое дизельное топливо экологического класса?
Экологический класс дизельного топлива определяется по содержанию серы. Чем ее больше, тем выше уровень задымленности отработанного топлива.
Класс топлива по содержанию серы согласно ГОСТ 52368‑2005:
- вид I — до 350 мг/кг;
- вид II — до 50 мг/кг;
- вид III — до 10 мг/кг.
Экологический класс дизельного топлива:
- К2 — содержание серы до 500 мг/кг;
- К3 — содержание серы до 350 мг/кг (вид I);
- К4 — содержание серы до 50 мг/кг (вид II);
- К5 — содержание серы менее 10 мг/кг (вид III).
Сорта и классы дизтоплива
Согласно ГОСТ 305-2013 дизельное топливо по предельной температуре фильтруемости делится на сорта и классы.
Сорта дизельного топлива для умеренного климата:
- А (+5 °С);
- B (0 °С);
- C (—5 °С);
- D (—10 °С);
- E (—15 °С);
- F (—20 °С).
Классы дизтоплива для холодного климата:
- Класс 0 (—20 °С).
- Класс 1 (—26 °С).
- Класс 2 (—32 °С).
- Класс 3 (—38 °С).
- Класс 4 (—44 °С).
- Класс 5 (—48 °С).
- Класс 6 (—52 °С).
Таким образом, разновидности топлива можно различить по маркировке. К ДТ‑Л относятся только сорта A, B и C. К ДТ‑З относятся сорт F и классы 0, 1 и 2. Сорта D и E считаются межсезонными. Класс 3 и более — это ДТ‑А.
Можно ли использовать зимний дизель летом?
В отличие от применения летнего топлива зимой, этот вариант замены вполне допустим. При этом важно помнить, что использование зимнего дизеля летом — крайне нецелесообразно. Двигатель на ДТ‑З работает хуже, количество вредных выхлопов увеличивается, обслуживание спецтехники выходит дороже.
До какой температуры можно использовать летнее дизельное топливо?
Минимальная температура применения летнего дизельного топлива — —5 °С.
При таком показателе термометра летняя марка дизеля мутнеет за счет кристаллизации и образования хлопьев. Уже при температуре —10 °С масса застывает и забивает топливную систему.
Температура замерзания летнего и зимнего дизельного топлива
- Летнее дизельное топливо застывает при —5 °С и полностью замерзает при —10 °С.
- Зимнее дизельное топливо рекомендуется использовать до температуры —30 °С. Мутнеет и замерзает оно при —35 °С.
- Арктическое топливо замерзает при температуре —55 °С.
Обратите внимание, качество дизтоплива зависит от цены. При заправке недорогим ДТ-З специалисты рекомендуют дополнительно пользоваться антигелем. То же следует сделать, если вы не уверены в самой АЗС.
Температура вспышки летнего и зимнего дизельного топлива
Температурой вспышки называется минимальная температура, при которой пары над горючей смесью способны вспыхнуть при поднесении к ней огня. Смесь быстро сгорает, новые молекулы испариться не успевают и пламя гаснет.
Температура вспышки дизеля:
- летнее топливо: 62 °С;
- зимнее топливо: 40 °С;
- арктическое топливо: 35 °С.
Температура воспламенения ДТ‑Л и ДТ‑З
Цетановое число (CN, ЦН) — показатель воспламеняемости. Напрямую влияет на холодный пуск двигателя. Температура воспламенения выше температуры вспышки, при достижении данного показателя наблюдается устойчивое горение.
Чем выше ЦЧ, тем легче и мягче запускается двигатель на морозе. Но существует и отрицательная зависимость: при высоком цетановом числе топливо быстро воспламеняется.
Для оптимальной работы современных дизельных моторов рекомендуется топливо с повышенным цетановым числом — около 50. В качественном топливе температура воспламенения снижается за счет добавления ароматических углеводов, несмотря на большое содержание парафинов с высоким CN.
Что делать, если летнее дизельное топливо замерзло?
С наступлением первых холодов увеличивается риск залить некачественное топливо. Речь идет о переходном периоде с суточными колебаниями температуры: на АЗС в межсезонье допродают остатки летней солярки.
Выходом из сложившейся ситуации становятся депрессорные присадки, которые еще называются антигелем. Добавление антигеля в дизтопливо улучшает его текучесть при отрицательных температурах.
Не менее востребованным данный способ использования антигеля становится и во время устойчивого минуса зимой. Как правило, после первых сильных морозов проблем с загустевшей соляркой значительно меньше, но мы все равно не можем проверить ее химический состав, который может негативно повлиять на топливную систему.
Наши механики рекомендуют стараться более тщательно выбирать поставщика топлива или пользоваться проверенными АЗС.
Некачественное зимнее дизельное топливо
Летняя солярка стоит дешевле зимней. Недобросовестные владельцы автозаправок, особенно вне крупных населенных пунктов, часто продают более дешевую солярку под видом зимнего дизтоплива. Такая практика распространена в межсезонье, когда за окном еще нет устойчивого минуса.
Некоторые идут еще дальше, продолжая нарушать соответствующие требованиям после наступления интенсивных холодов. На таких заправках зимний дизель получают просто варварским способом — разбавляют летнюю солярку химией и присадками неизвестного происхождения.
Например, летний дизель могут чуть ли не наполовину разбавить керосином. Зимой это топливо «работает», а вот двигатель может выйти из строя за первый же сезон такой «экономной» эксплуатации.
Механики арендной компании «Сокол» непрерывно ведут отбор поставщиков топлива, снимают пробы, делают анализ. Только такие меры приводят к бесперебойной работе всего автопарка в зимний период, особенно в сильные морозы. Звоните нам +7 (499) 398-70-90, если вам понадобятся контакты хорошего поставщика.
Характеристики летнего дизельного топлива по паспорту качества
В паспорте качества содержится вся информация о топливе. Здесь должны быть подробно расписаны физические характеристики и состав химических компонентов. Многие показатели указываются в процентном соотношении.
Основные показатели для ДТ-Л:
- Плотность летнего дизеля по ГОСТ — 860 кг/м3.
- Цетановое число летнего дизельного топлива — в норме от 45. Желательно, чтобы фактический показатель был выше.
- Удельный вес летнего дизеля установлен ГОСТом в пределах 8440 Н/м3.
Характеристики зимнего дизельного топлива по паспорту качества
Ниже представлены нормы для зимнего топлива, реальные значения могут отличаться. В паспорте качества конкретного топлива должна содержаться информация по эталонным и минимальным значениям, а также фактическому содержанию.
Основные показатели для ДТ‑З:
- Плотность зимнего дизеля по ГОСТ — 840 кг/м3.
- Цетановое число зимнего дизельного топлива — в норме от 45. Желательно, чтобы фактический показатель был выше.
- Удельный вес зимнего дизеля установлен ГОСТом в пределах 8240 Н/м3.
Лучшие марки дизельного топлива
ТОП-5 производителей летнего дизеля:
- Евро ДТ Экто (Евро‑5), «Лукойл», производство — Россия, по немецким технологиям.
- ДТ Pulsar, «Роснефть», Россия.
- ДТ Activ, British Petroleum, Великобритания.
- «Дизель Опти», АЗС «Газпромнефть», Россия.
- ДТ ТАНЕКО Летнее, Нижнекамский нефтеперерабатывающий комплекс, Россия.
ТОП-5 производителей зимнего дизеля:
- ДТ‑М и ДТ‑З, «Газпромнефть», Россия.
- ДТ‑З. «Нефтьмагистраль», Россия.
- ДТ‑З‑К5, «Танеко», Россия.
- Евро и ДТ‑З, «Роснефть», Россия.
- ЭКТО Diesel зимнее, «Лукойл», Россия.
Выбирайте дизельное топливо для своей спецтехники по сезону. Это как раз та статья расходов, на которой не стоит экономить.